Его реализм порождал скандалы на протяжении всей его жизни....
Рихард Мутер писал: «Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.»
“От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного “я”?”, - (Александр Дюма-сын)
Критическое отношение самого Курбе к традиционной живописи хорошо иллюстрируют его ню.
«Происхождение мира»
История “L’origine du monde” - в русских переводах, “Начало мира”, “Происхождение мира” и даже “Рождение мира” - не менее скандальна, чем жизнь ее создателя. Достаточно сказать, что, будучи написанной в 1866 году, она впервые стала открыта для широкой публики в конце ХХ века. Картина сразу после своего появления попала в коллекцию к Халил- Бею, турецкому послу в Санкт-Петербурге, обосновавшемуся в Париже. Он был известным покровителем изящных искусств и страстным коллекционером. В его доме она висела под зеленой вуалью на почетном месте в туалетной комнате.
В 1868 году коллекция Халил-Бея была распродана, и картина поменяла нескольких владельцев, пока в 1955 году не вернулась в Париж в качестве собственности Жака Лакана. Знаменитый философ и психоаналитик точно так же держал ее взаперти.
Жак Локан посвятил картине несколько своих лекций психоанализа, и выпустил книгу " Четыре основных концепций психоанализа", Le seminaire /livre XI/, les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse , где приводит базовые примеры о картине. Но саму картину не показывают ни на одной выставке.
Работу не показали даже на ретроспективе Курбе 1977 года в Гран Пале. А в 1994 году полицейские Клермон-Феррана и Безансона потребовали изъять из продажи книгу, обложка которой была украшена репродукцией "Происхождения мира". Наследники Лакана передали картину государству в качестве налога за вступление в права наследства.
В настоящее время эта работа экспонируется в музее Орсе в Париже, где к ней приставлен специальный охранник, наблюдающий за реакцией публики. И ещё, картину защищает пуленепробиваемое стекло.Так, на всякий случай.
Таким образом, “L’origine du monde” - являет собой уникальный образчик, так называемого, сакрального искусства, табу на показ которого сохранялось даже в казалось бы не знающем никаких моральных запретов ХХ веке.
Как считал сам Курбе, это полотно превосходило творения Тициана. С момента создания – 1866-й – «Происхождение мира» никогда открыто не выставляли, о нем слагались легенды, оно шокировало даже видавших виды волокит.
|